СТАРШИЙ СЫН
ê
323
КОММЕНТАРИИ
Пьеса существует в нескольких вариантах. Первый вариант относится к 1965 г.
Отрывки из этого варианта под названием «Женихи» были опубликованы 20 мая
1965 г. в газете «Советская молодежь». Вариант, датированный драматургом 1967 г.,
под названием «Предместье» появился в альманахе «Ангара» (1968, Э2). В 1970 г.
автором был создан новый вариант пьесы для издательства «Искусство», где «Стар-
ший сын» вышел отдельным изданием.
Драматург Алексей Симуков приводит в своих воспоминаниях письмо Вампи-
лова, написанное в связи с «хлопотами по выпуску пьесы в свет» (имеется в виду
разрешение на постановку). Вампилов обращается к Симукову в том числе как к
работнику Министерства культуры СССР, могущему повлиять на решение. Симу-
ков вспоминает: «Один из ответственных работников министерства был поражен
жестокостью, как он выразился, основной ситуации пьесы. Как же Бусыгин гово-
рит, что он сын Сарафанова, когда он на самом деле не его сын? Пытаясь обосновать
свою точку зрения, Саша через меня захотел воздействовать на вышеупомянутого
товарища. «…Ему кажется сомнительной завязка пьесы — то, что Бусыгин выдает
себя за сына Сарафанова. Кажется, этот поступок представляется ему жестоким.
Почему? Ведь, во-первых, в самом начале (когда ему кажется, что Сарафанов от-
правился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он укло-
няется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из
злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы
этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Са-
рафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что—Нина, но
и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда
положение мнимого сына сменяется положением любимого брата — центральной
ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает но-
вый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным, где же во всем этом
жестокость? Алексей Дмитриевич! Вы нянчили обе пьесы, вы всегда были ко мне
добры. Заступитесь!»
Я пытался, сколько мог, воздействовать на своего строгого коллегу, но ни его,
ни другого начальника, ведавшего театрами, мне не дано было убедить. Как мне го-
ворили, окончательно дело погубила моя неосторожная фраза о тонкости вампилов-
ской драматургии, которая доступна не каждому…» (О Вампилове: Воспоминания
и размышления // Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск: Восточно-Сибирское
книжное изд-во, 1981. С. 612 613).
Первая постановка пьесы состоялась на сцене Иркутского драматического те-
атра в ноябре 1969 г. (режиссер В. Симоновский). В Москве «Старший сын» впер-
вые был поставлен в Театре им. М.Н. Ермоловой осенью 1972 г. (режиссер Г. Ко-
сюков).