По молодости мы все любили путешествовать и действительно немало ездили по стране и за рубеж. И хотя в последнее время стараешься ограничиваться только самыми необходимыми поездками по делам, всё же тяга к познанию мира сохранилась. Вот и теперь она – эта тяга-страсть подтолкнула к дальней поездке, да непростой, а на автомашине. Хорошо, что к этому времени спала беспощадная июльская жара, и стало более комфортно.

Дождь – хорошая примета, если даже в это и не веришь. И именно в дождь мы отправились в Белоруссию, когда-то бывшую братскую республику большого нашего государства – Союза Советских Социалистических Республик (СССР), а теперь соседнее суверенное государство, находящееся вместе с нами в новом Союзе: «Россия – Беларусь».

Много слышали хорошего о Белоруссии и исколесив на машине по дорогам и весям от Москвы до Бреста и обратно по разным маршрутам с заездом в самую глубинку белорусской земли около трёх тысяч километров, лишний раз сами убедились, что всё услышанное – правда! Действительно: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

 

Автодороги

Страна, не имеющая баснословных нефтегазовых доходов и выгодных «транзитно-экспортных» морских портов, не обладающая залежами дефицитных полезных ископаемых и не позволяющая себе истреблять лесные богатства на экспорт, успешно содержит в почти идеальном состоянии свои автомобильные дороги. И не только основную магистраль М-1, идущую в Европу, а все дороги, вплоть до каждого населённого пункта.

Конечно, можно возразить, что автомашин у них меньше, чем у нас, может быть на целый порядок, но ведь и ресурсов у них меньше, чем у нас в России на несколько порядков! А дороги прекрасные! Ехать, а вернее, мягко катиться по ним и любоваться окружающими пейзажами, одно удовольствие. Все они ровненькие, по-возможности, прямые, а местами такие гладенькие – как яйцо. Если на них и встречаются асфальтовые заплатки, то они заделаны так вровень с асфальтом, что автомашина и пассажиры этого не ощущают. Везде – чёткая разметка автодорог и большое количество очень необходимых для автопутешественника различных указателей и предупреждающих (даже можно сказать упреждающих – особенно об опасных поворотах) знаков. Но, а если впереди ремонт, то об этом предупреждают задолго и с обязательными извинениями за доставляемые неудобства.

Обочины дорог не заросли борщевиком и кустарником, а достаточно просторные и их откосы и прилегающая местность скошены максимально широко и ровно.

А ещё автодороги, да и не только они, а всё, куда бы ни взглянул – чистое и прибранное. На ветровом стекле и на самой машине в дождь не набирается той грязи, которая бывает при езде по нашим российским, не очень убранным дорогам, и даже по улицам нашей столицы – Москвы.

Иногда поездка по дорогам Белоруссии напоминала нам наши предыдущие экскурсионные поездки по дорогам разных стран Европы. Оглянешься порою, и переспрашиваешь – а где мы? Неужели это Белоруссия, а не Бельгия или Австрия? Да ещё к тому же ни виз, ни таможни нам не потребовалось – ехали с обыкновенными общероссийскими паспортами.

Чистота и порядок

И вообще чистота и порядок – характерная черта сегодняшней Белоруссии. Везде – на дорогах, остановках, улицах и в зданиях стоят контейнеры и урны для мусора (преимущественно даже с крышками-козырьками от осадков), а надписи ещё всех благодарят за соблюдение чистоты. Брошенной бумажки или окурка в общественных местах сыскать практически невозможно!

В Витебске под Площадью Перемоги (Победы) переход поражает чистотой и чувствуется, что его не только подметают, а и регулярно моют, что теперь редко можно увидеть даже в нашем московском метро. А ведь когда-то в советское время эскалаторы и станции метро у нас круглые сутки мылись и убирались!

Особенно впечатляет вид весело покрашенных палисадников и отдельных домиков в сёлах и посёлках Белоруссии. Все они, конечно, разные. Есть более затейливые, с большой фантазией и богатым рисунком, есть менее затейливые, есть совсем незатейливые и даже простенькие палисаднички. По окраске они тоже всякие – яркие, многокрасочные, игривые, забавные, жизнерадостные и просто одноцветные или уже давно покрашенные. И везде в палисадниках и перед ними – клумбы и море цветов. Ясно, что всё это делается по финансовым возможностям и достатку хозяев, но прекрасно то, что всё это, в конечном счёте, делается и кем-то подсказывается, подталкивается, управляется и, наверное, контролируется. А в результате – въезжаешь в село – и душа радуется – такой обустроенный и красивый вид и порядок, что здесь не только хочется остановиться, но даже и пожить, а может быть и поработать.

Работа, труд и управление

Почему бы и не поработать?! Ведь чувствуется, что всё вокруг «не запущено», а, наоборот, крутится, вертится, одним словом работает и функционирует.

Все поля в Белоруссии используются и обрабатываются и, к счастью, не зарастают сорняками и лесом, как у нас в ряде областей России. На них постоянно кипит работа. Вот прямо на дорогу, около Машеровского поля, подвезли обед механизатору и он разогретый работой и ещё не очень жарким, близким к полудню солнцем, с удовольствием и улыбкой «уплетает» из красной миски наваристый борщ.

А здесь к ранее вспаханному и уже немного подзаросшему травой пару припахивают дополнительную площадь – межи и закромки – вплоть до автодороги: ничего не должно пропадать – всё надо использовать!

Видно, что вспаханные поля проборонены до очень небольших комочков (почти как на огородных грядках на дачах) и не лежат на них огромные пласты земли (да ещё густо заросшие сорняками), что чаще встречается в российских хозяйствах.

Как дружно и красиво убирается урожай! Скатанные и обёрнутые плёнкой валки обмолоченной соломы ровными рядами лежат на ослепительно солнечном скошенном жнивье таких бесконечных и уходящих вдаль хлебных полей Белоруссии. Невольно проникаешься ещё большим уважением к людям труда, обеспечивающих нас всех необходимыми, да ещё и экологически чистыми и натуральными продуктами питания.

Совершенно непривычен сейчас для нас вид ухоженных животноводческих ферм, зерноскладов, свинарников, а также активно работающей сельскохозяйственной техники. Подъезжая к бывшему контрольно-пропускному пункту на границе (теперь уже просто административной – ведь мы одно союзное государство) около Рудни, видели такие коровники с провалившимися крышами и разваливающимися стенами одного из смоленских совхозов (или колхозов). Этого полно, к сожалению, и в других  наших областях и  краях. А вот здесь, в Белоруссии, прямо перед нами целых шесть комбайнов убирают рожь. С бункера одного из них она золотым, искрящимся на солнце, потоком сыпется в кузов двигающейся рядом с ним автомашины. Правильно – ведь дорога каждая минута хорошей погоды!

Судя по рассказам местных жителей и товарам на прилавках белорусских магазинов успешно работают, а не стоят также заводы, фабрики и другие предприятия и организации Белоруссии. Уж, по крайней мере, не встретилось нам ни одного рынка или торгового центра в цехах и на площадях какого-либо гиганта или даже небольшого предприятия промышленности типа «Горбушки» в Москве, завода Ухтомского в Люберцах около Москвы, завода имени Куйбышева в Иркутске и т.п. А, наоборот, нет такого чрезмерного обилия уличной, плохо организованной торговли, которой переполнена вся Россия. Хотя тоже есть и новые супермаркеты, и новые магазины, и новые торговые центры.

Везде поддерживается общественный порядок. Не встретились нам ни бомжи, ни нищие, ни пьяницы, ни хулиганы, ни стаи бродячих собак. А милиции вообще почти не видно. Хотя аккуратные здания милиции и МЧС (как и других государственных органов) в населённых пунктах имеются. Но, по-видимому, она выполняет свои обязанности незаметно, без мигалок и демонстративного патрулирования (как у нас в Москве), т.е. «без шума и пыли», как и должно быть! Да и местная госавтоинспекция тоже работает незаметно. Соблюдай правила дорожного движения и тебе вообще не придётся ни с кем из них встретиться лично. А и зачем? Создаётся ощущение, что возможно также незаметно, но плодотворно работают и другие государственные органы в Белоруссии. И это не показуха, не общеизвестные с екатерининских времён «потёмкинские деревни», не сегодняшние «пиар-кампании» для средств массовой информации и телешоу, а простая будничная работа на благо народа.

Ведь запустить и превратить всё в запустение легко. Разваливай и ничего не делай – это мы видели и ещё продолжаем видеть. А вот поддерживать всё в ухоженном виде и порядке, даже при нехватке финансовых средств или их скромном количестве, – непросто. Работать надо! И всем, и напряжённо, и без суеты и ненужной демонстрации видимости активной деятельности.

Нарочь

Дорога к жемчужине Белоруссии, как написано во многих изданиях, – озеру Нарочь, была освежена тёплым грибным дождём и его остатки на асфальте играли в вечерних солнечных лучах. Всё благоухало, парѝло и даже был лёгкий туман. По скошенному жнивью ходили аисты, а местами они очень шумно, совершенно не боясь ничего, пролетали над дорогой чуть-чуть не задевая медленно движущиеся по ней редкие автомашины, из окон которых этими символами жизни и благополучия с восторгом любовались проезжающие.

Само озеро, неожиданно показавшееся из-за поворота извилистой вдоль его берега дороги, тоже впечатлило. Оно было огромно. Конечно, это не Байкал, но сравнимо и достойно! А когда поздно вечером, уже непосредственно у кромки берега, приняли просвечивающие через его воду водоросли на дне за тину и ряску на его поверхности, то удивились ещё больше. Сохранить такую кристальную прозрачность и чистоту воды в промышленно развитой стране огромное достижение и заслуга. И действительн, также как и на Байкале, глубина озера не чувствуется, дно кажется почти рядом и лишь по долго сверкающей в воде монетке можно сориентироваться о фактической её толще.

Прекрасно, что здесь развивается курортно-санаторная зона, чему благоприятствует не только само озеро Нарочь, а и великолепные чистые сосновые боры и леса, окружающие его и бережно сохраняющиеся людьми и государством. А ещё к этому следует добавить «разбитые» во многих местах огромные яблоневые сады и живописные поля и луга.

Беловежская пуща

Восхищает само отношение к сохранению природы, а особенно лесов. Леса вдоль автомобильных дорог не просто прибраны, а в большинстве своём ухожены почти как парки – ни одного сваленного дерева, ни одного дерева поражённого вредителями леса (а в Подмосковье типографом (еловым жуком) изъедено огромное количество елей, стоящих неубранными и заражающими другие деревья). Везде по автотрассам имеются оборудованные площадки для отдыха с туалетами и контейнерами для мусора, свежие (а не пробитые дробью горе-охотников) транспаранты, предупреждающие об опасности пожара в лесу и призывающие беречь природу с указанием ответственных лестничеств.

Конечно, образцом, эталоном и примером всего этого бережного и умного взаимодействия с природой является Беловежская Пуща – бесценное сокровище нетронутой первобытной Природы Земли почти посередине индустриально развитой Европы. Как прекрасно, что всё это сбережено и продолжает сберегаться для всех нас и будущих поколений землян. Это действительно Всемирное наследие. На примере этого и используя опыт этого легендарного заповедника и нужно организовывать нашу природоохранную и природопользовательскую деятельность. Конечно, у нас ещё есть наше сокровище – Байкал, Завидово и другие наши заповедные места. Их перекличка и обмен опытом являются залогом нашего гармоничного сосуществования со всеми обитателями Планеты Земля!

А какой изумительный Музей природы создан не так давно в Беловежской Пуще. Впечатляет количество и состав его композиций и экспозиций, изображающих в чучелах и макетах почти живые мгновения жизни этого уникального заповедного места с голосами его обитателей. И если, кое-что подобное и встречалось мною ранее в аналогичных музеях Иркутска, Листвянки, Австрии, Канады и других мест, то композицию о близких мне по увлечению-занятию предках-пчеловодах увидел впервые. Насколько искуссно, профессионально и достоверно запечатлены отдельные моменты развития пчеловодства в древние века. Вот, например, мы видим бортничество, широко распространённое на Руси, когда пчеловоды-бортники отыскивали диких пчёл в дуплах деревьев, делали в них специальные выемки – создавали борты, а потом с помощью различных приспособлений доставали из этих бортов соты с мёдом. Отстаивали мёд в специальных кадушках и чанах, а затем не только угощали им своих близких, но, наверное, обменивали его на нужные им продукты питания, одежду, обувь и другое. Наглядным подтверждением этому всему стоит огромный борт, вырезанный из недавно упавшей в Пуще многовековой сосны. В другом изображаемом эпизоде показывается колода пчёл уже около деревенского дома, а не в лесу. Она изготовлена из двух половинок такого же ствола дерева, как и борты, с большим летком. С ней и с пчёлами уже на земле, а не вверху на стволе дерева, работать пчеловоду было гораздо удобнее.

Как всё это сделано натурально – кажется, что вот-вот всё на этих композициях после приказа (как в детской игре) «замри» получит приказ «отомри» и задвигается, зашевелится, побежит, полетит, поплывёт… Едва удерживаешь себя от невольного желания прикоснуться и потрогать кору берёзы, мох, снег или белохолщовую, но такую привлекательную, одежду бортника-пчеловода.

Всё это вместе с непосредственным общением с представителями животного мира Пущи в огромных и просторных естественных вольерах, прогулками и выходами-остановками во время экскурсии в самой Пуще оставляют неизгладимое впечатление о первозданности Природы и месте в ней Человека.

И если уж мы не дали погибнуть потомку мамонтов – Зубру – этому великолепному созданию её Величества Природы, то значит, имеем надежду на разумное, а не хищническое пользование всеми доставшимися нам от предков в общее наследство земными благами!

Брестская Крепость

Заметно уважительное и почтенное отношение во всех городах и сёлах к школам, учебным заведениям, объектам культуры и здравоохранения. В надлежащем порядке содержатся все памятники – не только связанные с Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. и с Отечественной войной 1812 года, а и другие, а также кладбища.

Самым ярким примером этого трогательного отношения является Брестская Крепость. Строгий и в тоже время распахнутый в небо, в мир и жизнь облик мемориального комплекса, его прекрасно оформленные и уникально-содержательные музеи никого не могут оставить равнодушными. Это очередное аккуратное прикосновение к судьбам героев, народа и страны заставляет вновь о многом задуматься и прежде всего о великой цене каждого решения и шага, и недопущении войны как изуверского способа достижения определённых целей! Развалины Брестской Крепости – это молчаливый приговор, упрёк и урок всем поколениям и всем нам на будущие времена!

Язык общения

Как в советское время так и сейчас, общение между людьми происходит в основном на русском языке, который как и белорусский язык является государственным. Что же касается указателей, вывесок и объявлений, то здесь встречаются оба языка. А чего и где больше, или какой из них где-то более преимущественен определить трудно. Вот кажется, что дорожные указатели населённых пунктов все – на белорусском языке. Но въезжаем в другой район или область – все или многие уже на русском языке.

Но в целом всё достаточно понятно и без переводчика. А где непонятно, то можно догадаться.

Это не удивительно – ведь основа наших языков общая. Когда-то, в Российской Империи вообще белорусский язык (так же как и украинский) не признавался как самостоятельный, а считался местным наречием или говором. Помню, что в школе некоторые мои одноклассники писали отдельные слова на уроках русского языка и литературы с ошибками, похожими (как теперь мне видится) не на ошибки, а скорее на слова из белорусского или украинского языков. Это, по-видимому, было влиянием уклада жизни их семей, среди которых были выходцы из Украины и Белоруссии.

Многие белорусские слова звучат мягче и нежнее аналогичных русских, без некоторых твёрдых знаков в них, заменённых на похожие. Так даже город Витебск – это Вицебск, Белпочта – Белпошта, район – раён, берёза – бяроза и т.д.

Красиво и мелодично звучат «У добрый шлях – В добрый путь», «Щацливой дароги – Счастливой дороги», «Ласкаво просим – Добро пожаловать»  и много других выражений и слов.

Также очень созвучны нашим песням и многие душевные белорусские мотивы. Им как и русским сродни огромные просторы и бесконечные хлебные нивы, луга и леса.

Встречаются и сложные «заковырки». Так в Минском метро с трудом удалось понять, что станция «Октябрьская» и «Кастрычницкая» – одно и тоже. На разных схемах и даже на противоположных стенах самой станции она указана по-разному, хотя похожесть в названии уловить крайне трудно.

Лучше бы, конечно, как в Японии всё было на двух языках. У них это – японский и английский, а у нас – белорусский и русский. Но думаю, что на это тратиться нет смысла – отдельные небольшие непонятности можно разрешить и без больших расходов!

Ещё раз об увиденном

Чтобы не казалось, что всё нам виделось в поездке в розовых тонах или под «отпускное настроение» замечу: конечно, живёт Белоруссия по средствам, как раньше говорили и средствам заработанным, а не упавшими с неба или взятыми под землёй. Пусть без роскоши и излишеств – но зато сытно, с достатком, достойно и душевно. И красивые плакаты «Мы – беларусы!» с девушками в хлебном поле, развешанные на улицах, гораздо оптимистичнее и веселее, а главное – без малейшего оттенка и намёка национализма или шовинизма, нежели им подобные в некоторых других странах. И даже не слишком уж большой заработок этих не очень удобных в обращении и слишком громоздких (в количестве) белорусских денежных знаков не смогут этого общего радостного настроения жизни испортить. Ведь счастье не только в количестве денег, а скорее и в чём-то другом…! Например, в ослепительно-солнечной улыбке этих девушек!

Также хочется отметить, что двадцать лет прошедшие с трагических для наших народов, стран и республик событий и ошибочных решений, принятых известными (а лучше бы их насовсем забыли) людьми (кстати, в том числе и в заповедном уголке белорусской земли – беловежских Вискулях) не разобщили нас, не разъединили и не сделали недругами. По-прежнему, везде в Белоруссии мы встречаем дружелюбное и доброе отношение, готовность помочь и не только в поисках дорожного ориентира, а и в других житейских вопросах. Гостеприимство характерное для наших обоих народов, к счастью, не утрачено и продолжается. Продолжается и совместная работа и сотрудничество на благо всех нас и во имя будущих поколений России и Белоруссии.

август 2012 г.

Москва – Поваровка – Рудня – Витебск – Лепель – Бегомль – Докшицы – Мядель – Нарочь – Молодечно – Воложин – Лида-Дятлово – Слоним – Пружаны – Каменюки – Брест – Каменец – Берёза – Ивацевичи – Барановичи – Минск – Раубичи – Орша – Поваровка – Москва

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *