Стр. 564 - Литературные жемчужины

Упрощенная HTML-версия

Валерий ХАЙРЮЗОВ
ê
564
пальцы, — наличие работы, связь, я имею в виду транспорт — самолеты, машины.
И сельские учителя. Лишится деревня хотя бы одной составляющей — и жизнь
здесь станет ущербной и неполной, а может вообще сойти на нет. Немецкий канц-
лер Бисмарк говорил, что победа над Австрией была победой прусского школьного
учителя. Он имел в виду наличие в Пруссии всеобщего школьного образования,
которое позволило готовить квалифицированные кадры для армии. Продолжая
его мысль, могу утверждать: наша победа над Германией была бы невозможна без
школьного учителя. Давайте возьмем самолет. Можно управлять им, не имея обра-
зования? Давайте, как в цирке, посадим в кабину медведя. Думаете, найдутся охот-
ники полететь на этом самолете? Вряд ли. А во время войны были подготовлены
десятки тысяч технически грамотных летчиков. И кто их готовил? Учителя. И эти
парни и девчонки побили фашистских асов.
Далее Ватрушкин рассказал, как во время войны они спасли маршала Иосипа
Броз Тито.
— В сорок четвертом нашу часть отправили на авиабазу в Бари, — тут он
подошел к висевшей на стене карте и ткнул пальцем в сапог Аппенинского полуос-
трова. — Кто мне ответит, какая здесь находится страна?
— Италия! — хором закричали ученики.
— Молодцы! — похвалил Ватрушкин. — Ставлю пять вашей учительнице.
Так вот, оттуда мы летали к югославским партизанам, — палец Ватрушкина сколь-
знул вправо поперек Адриатического моря. — Кроме нас на аэродроме базирова-
лись англичане, американцы. Наши летчики были привычны к полетам с подбором
маленьких горных и таких же, как у вас, площадок. Мы летаем, американцы и ан-
гличане сидят и ждут, когда им подготовят хорошие аэродромы югославские пар-
тизаны. Более того, они не верили, что мы туда летаем. Тогда Шорников купил на
базаре плетеные корзины и, слетав к партизанам в Боснию, привез в них снег. Эти
корзины мы поставили около английских самолетов, мол, посмотрите, снег есть
только на Балканах. А позже Шорников вывез на самолете главу партизан Иосипа
Броз Тито, которого немцы уже видели в своих руках. Можете себе представить, как
после всего этого американцы и англичане смотрели на нас.
Я сидел в классе, вместе со всеми слушал Ватрушкина, смотрел на географи-
ческую карту, которая висела на стене, вспоминал свое школьное время. В моей
жизни было несколько учителей, которые определили всю мою жизнь. Самая пер-
вая учительница, еще в начальной школе, —Клавдия Степановна, затем физик Петр
Георгиевич, которого мы называли Сметаной. И конечно же, преподаватель исто-
рии Анна Константиновна. Это она учила нас видеть себя и мир с большой высоты
не только в пространстве, но и во времени. И вот теперь рядом со мной оказался
Ватрушкин. Каждый день он садился со мной, образно говоря, за одну школьную
парту. Перемещаясь от одного аэродрома к другому, он ненавязчиво подсказывал и
показывал то, что позже станет и для меня привычным делом. Разлетаясь утром с
базового аэродрома, мы, что пчелы, собирали пыльцу со всех сельских, северных
аэродромов и везли в город взяток. Наш неуклюжий и внешне похожий на деревен-
ский валенок кукурузник, поднявшийся из прошлой, казалось бы, другой, доисто-
рической жизни, тащил нас вперед, в другие миры.
И вот рядом с ним здесь, в Чингилее, стояла маленькая, ладненькая Анна Евс-
тратовна, которая совсем не походила на учительницу, в коридоре школы ее можно
было принять за старшеклассницу. Но едва она начинала говорить, как в классе
наступала прозрачная, я бы даже сказал — благоговейная тишина. Что она знала
такого, что ее слушали с таким вниманием? Историю? Ее знали и другие. Возмож-