ИРКУТ
ê
415
чаще видел с высоты птичьего полета, открывался мне неохотно. В жизни все надо
делать вовремя, сделав крутой вираж и отодвинув от себя авиацию, я сел не на коня, а
на упрямого осла, который, казалось, совсем не понимал, чего от него хотят.
Незаметно я начал замыкаться в себе. Все прежнее, заманчивое и привлека-
тельное, начало гаснуть, отодвигаться в сторону, пока однажды не понял: еще не-
много, и заступлю за ту грань, откуда уже не будет возврата.
И тут, как нельзя кстати, раздался телефонный звонок Потоцкой…
Оксана позвонила мне через неделю и предложила написать сценарную заявку
и синопсис предполагаемого фильма.
— Но я жду от вас сценарий, — сказала она. — Бурятский эпос, мифы, ле-
генды, старатели, археологи, шаманы, ссыльные, пропавшие экспедиции. Вам, как
человеку, выросшему в тех краях, это должно быть близко. Зритель любит, когда на
экране интересные судьбы и лихо закрученные сюжеты. Не тяните! Давайте завтра
пересечемся, я привезу договор и выдам аванс.
Потоцкая уже не обхаживала меня, а разговаривала со мной, как с нанятым на
работу сотрудником. Я подивился произошедшей метаморфозе, но потом подумал,
что иного ждать от киношников не приходится. У них, как правило, время — деньги.
И, не откладывая дело в долгий ящик, сел за компьютер. Но работа не шла. Моих де-
тских и летных впечатлений было явно недостаточно для такой серьезной работы.
И тут мне в голову пришла мысль рассказать о летчиках, которые летали по
санзаданиям, о женщине-враче, прыгнувшей на парашюте к пострадавшим в тайгу.
Я сообщил об этом Оксане.
— Замечательная идея, — подумав, отозвалась она. — Если все это будет про-
исходить на фоне тайги, Байкала и живущих там аборигенов. Надо найти ту герои-
ческую женщину.
Отыскать ту самую было сложно, с тех пор прошло почти тридцать лет. В этом
деле мне помочь мог только Саня Корсаков. Но его я уже не видел целую вечность.
— И было бы совсем неплохо воспроизвести прыжок на парашюте в тайгу, —
сказала Оксана. — Но где сегодня найдешь таких женщин, которые могут сигануть
в тайгу.
— Думаю, такие найдутся, — ответил я.
— Хорошо, пишите сценарий. Еще подумайте о золотоискателях. Мы бы мог-
ли сделать эту линию главной. Да и зачем искать — есть Михаил Доржиевич Торбе-
ев, колоритная фигура, почетный президент «Востокзолота».
О золотоискателях писать не хотелось, в свое время я насмотрелся на этих ис-
кателей приключений, которые, поймав маленький фарт, буквально сходили с ума.
Каждый год они уходили в тайгу, чтобы обобранными и ободранными вернуться
назад. А обдирали их свои же. Артель Торбеева собирала золотые сливки, а перс-
пективную, годную для переработки золотосодержащую породу валила в отвалы,
где еще оставались десятки тонн драгоценного металла.
Отец старался не брать меня на золотодобычу, говорил, что это не детское дело.
Но я все равно ездил и смотрел, как старатели бьют шурфы. Глубина колодцев колеба-
лась от шести до десяти метров. Меня поражали фанатизм и упорство золотоискате-
лей. Особенно тяжела была работа зимой, когда в мерзлой земле надо пройти первые
метры. Вскопают шурф, пройдут десять метров, дойдут вроде бы до золотоносной
породы, а золота там ни грамма. С отцом в бригаде работал Бадма Корсаков. Остатки
промытой породы Бадма рассматривал на солнце и выносил свой приговор.
— Делов нема, муха какал, — говорил он и смеялся во весь свой беззубый рот. И
снова через себя бригадир или самый фартовый рабочий кидали кайлу. Где кайла вот-
кнется, там и начинали копать новую яму. Инструменты были, как во времена Чингис-