Дмитрий СЕРГЕЕВ
              
            
            
              ê
            
            
              264
            
            
              уроков, не успеешь оглянуться, уже ночь. Но не это меня огорчало. Хуже было, что
            
            
              теперь я виделся с Байкалом через четыре дня на пятый. На улицу его всегда выпус-
            
            
              кали в один и тот же час. Он понапрасну прибегал к школьному подъезду встречать
            
            
              меня — у нас шел только первый урок. Покрутившись и пометавшись туда-сюда, он
            
            
              спешил назад во двор, думая, что разминулся со мной. А там, глядишь, кончалось
            
            
              время, отпущенное ему на прогулку.
            
            
              Но так было лишь в первые дни. Не знаю уже, каким чутьем Байкал определил,
            
            
              в каком крыле здания учится наш класс. Он садился под окна и начинал негромко,
            
            
              призывно лаять.
            
            
              ...В открытую форточку доносился тоскливый голос Байкала. Сердце мое раз-
            
            
              рывалось, но я был прикован к школьной парте, должен был списывать с доски
            
            
              примеры на умножение и деление дробей. Счастливая мысль осенила меня. В ту
            
            
              пору в классах никакого электронного оборудования не было, учительница писала
            
            
              мелом на доске, а потом влажной тряпкой стирала написанное. Тряпка быстро вы-
            
            
              сыхала, начинала пылить, пачкать руки. На перемене дежурный по классу должен
            
            
              был смачивать тряпку под краном, но обыкновенно об этом все забывали. Так и
            
            
              сейчас: учительница напрасно шоркала сухой тряпкой по доске, след старой записи
            
            
              не исчезал.
            
            
              — Кто сегодня дежурит?
            
            
              Не знаю, чье дежурство было в тот день, — я опередил всех. Схватил тряпку и
            
            
              выбежал в коридор, ошеломив своим рвением учительницу. Опрометью, мимо оша-
            
            
              рашенной уборщицы тети Паши, ворвался в темную прихожую. К счастью, здесь
            
            
              никого не было. Я налег на тяжеленный створ и вывалился на мороз.
            
            
              — Байкал! — Повторять не понадобилось: Байкал одним махом взлетел на
            
            
              ограду, сбил снежную опушку и обрушился на меня.
            
            
              Я пытался объяснить, что ему нельзя в школу, он должен вернуться домой, что
            
            
              мы встретимся завтра... Но тщетно, Байкал ничего не хотел слушать. Едва я при-
            
            
              открыл дверь, он тут же прошмыгнул в сени. Я не знал, что теперь делать. Нужно
            
            
              хотя бы оставить дверь открытой. Когда я вернусь за парту, Байкал сможет выйти на
            
            
              улицу. Полутемные задние сени наполовину были загромождены дровами, припа-
            
            
              сенными на растопку. Тогда водяных батарей не было, и в школе по старинке топили
            
            
              печи. Я кое-как приоткрыл дверь и вставил в зазор полено.
            
            
              На крашеном полу в коридоре Байкал поскальзывался, но не отставал от меня.
            
            
              У двери в класс я еще раз пытался растолковать Байкалу, что дальше ему нельзя. Он
            
            
              пытливо смотрел на меня, шевеля ушами, и все время порывался гавкнуть. Этого
            
            
              только и не хватало. В дальнем крыле, где находилась учительская, раздались чьи-
            
            
              то шаги. Медлить было нельзя. Я чуть-чуть приоткрыл дверь, чтобы протиснуться
            
            
              самому, не пустить Байкала, но он опередил меня. Мы появились на виду у всего
            
            
              класса, и только учительница, склонившись над журналом, не видела нас.
            
            
              — Долго ходишь, Сережа, — укорила она меня.
            
            
              Я поскорей положил тряпку на приступку классной доски и за спиной учи-
            
            
              тельницы прошмыгнул на свое место. Байкал, уяснив, что ему надлежит вести себя
            
            
              смирно, стать неприметным, последовал за мной. Класс взбудоражился. Учитель-
            
            
              ница недоуменно озирала три ряда парт, не находя причины внезапного оживле-
            
            
              ния. Я сидел паинькой н невинно глядел на доску. Байкал ворочался, умащиваясь
            
            
              под сидением у меня в ногах. Возможно, благополучно дождались бы звонка, если
            
            
              бы Байкала оставили в покое. Каждому хотелось погладить его. Сейчас это можно
            
            
              было сделать, не спрашивая у меня.
            
            
              — Гав! Гав! — не выдержал Байкал.
            
            
              — Зуев! Это еще что? — Учительница решила — это я гавкаю по-собачьи.
            
            
              Но в равной степени ее слова относились и к другому: в руках она держала тряпку,
            
            
              которую я так и не намочил.