ИРКУТ
ê
413
— Однако, хороший ёкарганэ у тебя, Гоша, сарлык, — смеялся он и, мечта-
тельно вздохнув, добавлял: — А винту твоему я загнул бы рога. Он бы стал похо-
дить на быка сарлыка.
Привыкший к езде на лошадях, Саня Корсаков, слетав со мной в город, в шутку
говорил, что конструктор самолета, должно быть, слепил его со степного жеребца,
которым можно управлять при помощи вожжей. Отчасти я соглашался с ним, кры-
латая машина Олега Антонова стала настоящей рабочей лошадкой на сибирских
трассах. Всего один, но довольно мощный мотор, два крыла, на двенадцать мест
пассажирская кабина, пилотская кабинка и минимум приборов.
Но вскоре я переучился на другой самолет, и мои трассы уже пролегали вдали
от верховьев Иркута.
В конечном счете самолет занес меня в Москву, и на этом настояла моя жена
Зина. Перебраться в столицу нам помог Шнелле. Руководство компании «Востокзо-
лото» для перевозки VIP-персон взяло в аренду самолеты для выполнения полетов
не только внутри страны, но и за рубеж, и Шнелле предложил Торбееву, чтобы я
возглавил вновь создаваемую авиакомпанию «Иркут». Размышлял я недолго, само-
леты в Восточно-Сибирском управлении распродавались направо и налево, авиация
буквально разваливалась на глазах. Какой летчик не хотел бы посмотреть города и
новые страны. Я принял предложение и переехал жить в столицу.
Начинать новое дело было непросто, это была уже совсем не та работа, ко-
торую я освоил в Сибири. Но к тому времени у меня за плечами был командный
факультет Ленинградского высшего авиационного училища, куда стремились по-
пасть в том числе и зарубежные специалисты. Я пригласил опытных летчиков, и
мы быстро наладили полеты. Зимой во время каникул мы возили бизнесменов на
горнолыжные курорты Австрии, Швейцарии, летом выполняли чартерные рейсы в
Турцию и в Арабские Эмираты. Часто на всякого рода международные форумы ле-
тали и Торбеевы. И там я снова столкнулся с Болсаном Торбеевым, он неожиданно
для многих вошел в правление авиакомпании «Иркут». Семейный бизнес требовал
иметь своих людей везде. Но делами компании он занимался мало, чаще всего он
принимал участие в конференциях, которые проводили его собратья: колдуны и ша-
маны из разных стран. Переводчицей он брали с собой Зину, она окончила юриди-
ческий факультет, хорошо знала английский и испанский языки.
Возвращаясь из зарубежных поездок, она, смеясь, рассказывала, что без нее
Тарбаган тут же превращался в своего безмолвного сородича. Но, когда ее стал при-
глашать в поездки генеральный директор компании Аркадий Шнелле, мне это не
понравилось. Зина была красива, умна, обаятельна, и я начал подозревать, что Арка-
дий берет ее не только как переводчицу и консультанта по юридическим вопросам.
Летчиков именуют воздушными извозчиками, и я относился к подобному про-
звищу с иронией и пониманием: каждый делает свою работу. Но в новые времена
летчики превратились в наемную рабочую силу, которую хозяева при надобности
набирали к себе на работу, но могли по своему усмотрению и выставить за дверь.
Вот и приходилось вчерашним королям неба демонстрировать не только свою про-
фессиональную пригодность, при встрече с начальством держать на лице улыбку,
в худшем случае помалкивать, и упаси Боже огрызаться. Но я старался вести дело
так, как считал нужным.
Болсан Торбеев и Шнелле выходили из себя, когда я противился всевозмож-
ным темным схемам расчетов с заказчиками и уходов от налогов, намекали, что мое
дело крутить штурвал, а не совать нос, куда не следует. Однажды я часть дополни-
тельной выручки, полученной за перегруз самолетов, вполне официально перечис-
лил на строительство церкви в поселок под Москвой, где, как мне говорили, Тор-
беев строил себе дачу, а другую распорядился раздать работникам авиакомпании в
конвертах в качестве премиальных. Меня пригласил к себе Шнелле и напомнил, что